2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

15 лет назад ООН приняла решение отмечать день Всемирного информирования об аутизме. Данное нарушение нередко сравнивают с пандемией, которое распространяется с огромной скоростью, а наука не всегда может объяснить причины его возникновения. Но уже ясно, что никто из нас не может отгородиться от проблемы. Если общество не замечает людей с аутизмом, то лишь потому, что очень мало знает о них и не готово их принять. С этой целью предлагаем запустить информационную кампанию, посвященную Дню распространения информации об аутизме. Это необходимо всем: и родителям, чтобы они научились, как можно раньше распознавать возможные признаки аутизма у своего ребенка и начинали с ним заниматься, и всем остальным, от кого зависит толерантное отношение к людям с расстройством аутистического спектра (далее – РАС).

Дефицит информации порождает много мифов, что приводит к предубеждениям и ложному представлению о людях с аутизмом. Им приписывают особенности поведения, которых у них нет. Поэтому предлагаем повысить уровень осведомленности участников образовательных отношений и населения об этом нарушении,  приняв участие в данной акции, что подготовит фундамент для создания необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования обучающимися и позволит улучшить межлистностные отношения в коллективе, где обучаются такие дети.

Советы родителям, направленные на улучшение качества взаимоотношений

Что ни в коем случае не должны делать родители детей с РАС 

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребенком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где воспитываются дети с РАС, он играет ведущую роль. 

Цель родителей: создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности. 1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной 

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребѐнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребѐнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме. 

Примеры: 

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребѐнка с РАС, вызвать у него истерику. 

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребѐнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя. 

2. Не отождествляйте себя с ребёнком 

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребѐнка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекойиспытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание. 

Примеры: 

а) Ребѐнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребѐнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребѐнка постоянно. 

б) Ребѐнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребѐнка возникнут вопросы). 

3. Не забывайте о необходимости самообразования 

Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребѐнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской, комбинируйте методики, исходя из реакций ребѐнка. 

Примеры: 

а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим ребѐнком и найдите действенные для него методы. 

4. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с РАС 

Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребѐнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребѐнка. Примеры: 

а) Ребѐнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные. 

б) Ребѐнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д. 

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС 

Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребѐнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку. Примеры: 

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребѐнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоѐм или дайте ему заняться чем-то самостоятельно. 

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

Предыдущая запись Донецко-Криворожская Республика.