ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Автор записи: Валентина Полякова
Опубликовано 24.12.2020 · Комментарии: 0 · На чтение: 9 мин · Просмотры:Системно–деятельностный подход (СДП) – лежит в основе Государственного образовательного стандарта (ГОС) основного и среднего общего образования, который направлен на:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной развивающей среды в системе образования;
— обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
— построение коррекционно-образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [2, с.4].
Системно-деятельностный подход – это способ всестороннего развития личности учащегося – независимого, готового к жизни в современном мире, принимающего участие в решении экологических, социальных и творческих проблем.
Учебный процесс при этом подходе рассматривается не только как получение новых знаний, навыков и умений, но и как процесс развития личности, приобретения духовного и нравственного опыта, социальной компетентности учащихся.
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).
Касательно основного и среднего общего образования ещё в 1988г. отечественные учёные утверждали, что системно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.
Системно-деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В системно-деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический.
Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
· возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
· существенное повышение мотивации и интереса к учению;
· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Системно — деятельностный подход в обучении.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
— Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
— Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
— Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция учащегося: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к учащемуся приоритетной целью школьного образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Основными направлениями Стандарта в преподавании физической географии в современных условиях являются:
Основным отличием технологии системно-деятельностного подхода от традиционной методики обучения является то, что инновационная структура описывает деятельность учащихся, а не учителя.
Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании физической географии обеспечивается системой дидактических принципов:
Основная задача преподавателя географии – это организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся прочно сформировались потребности в выполнении творческой реконструкции учебного материала при овладении новыми знаниями. Чтобы знания школьников были результатом их собственных исследований, необходимо организовать эти поиски, руководить учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Какой же он современный учитель? Это профессионал, человек, соединяющей в себе любовь к профессии и учащимся, он находится в постоянном творческом поиске, всегда приветлив и дружелюбен, интересуется всем тем, что его окружает, он способен выявить лучшие качества, заложенные в каждом ребенке [8].
Теперь позиция учителя географии: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. – «Какие факты на лицο?», «Что Вас
больше всего заинтересовало?», «Что удивилο?», «Что необычного заметили?».
Позиция учащегося – за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, при решении, котοрой ученик выполняет цели, поставленные учителем. Задача может сοвпадать или не совпадать с целью урока.
Учебная деятельность – учебный процесс, управляемый педагогом. Учебное действие – действие, направленное на создание образа (табл.1.)
Образ – схема, слово, план, рисунок.
Оценочное действие – «Я умею!», «У меня все пοлучится!». Эмоциональная оценка – «Я считаю так, потому что» (формирование мирοвоззрения) [7].
Таблица 1. Действия учителя и учащегося
Действие учителя на уроке | Действие учащегося на уроке |
1 этап: актуализация знаний учащихся; озвучивание проблемной ситуации | 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать вывод |
2 этап: организует взаимодействие учеников, решение, сбор и обсуждение результатов при работе в парах | 2 этап: применяют полученные знания в измененных условиях – работа в паре, взаимоконтроль |
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, самостоятельное выполнение учащимися заданий и самопроверку учащимися своих решений | 3 этап: закрепляет умение самостоятельной работы, контроль за выполнением своих действий |
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности исправления ошибок | 4 этап: применение полученных знаний на практике |
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка | 5 этап: самостоятельное подведение итогов: урока, самоанализ и самооценка |
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на три группы: познавательные, коммуникативные, регулятивные [2].
При традиционном обучении учитель должен был дать учащемуся глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь вносит свои перемены и не учитель, не родители, не сам учащийся не могут предугадать какие знания и умения ему понадобятся в дальнейшем. Поэтому возникает необходимость в умении и стремлении обучаться и развиваться постоянно.
Нет, мы отказываемся от «багажа» знаний, мы всего лишь меняем приоритеты. В чём новизна и отличие подхода к обучению по новым стандартам? В основу ГОС положен системно–деятельностный подход, который предусматривает организацию учебного процесса, в котором приоритетное направление отводится активной, разносторонней и самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная идея подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, учащиеся «добывают» их сами в процессе самостоятельного исследования. Задача учителя при объяснении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Преподаватель должен организовать исследовательскую работу самих учащихся, чтобы они самостоятельно дошли до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.