Светлой памяти Георгия Берегового посвящается

100-лет со дня рождения космонавта Георгия Берегового

Георгий Тимофеевич Береговой стал первым звездным Героем Донбасса. Он родился 15 апреля 1921года. Окончил Енакиевский аэроклуб и Луганскую школу военных летчиков. 26 октября 1944г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Заслуженный летчик – испытатель СССР 26-30 октября совершил космический полет на корабле «Союз – 3»

Георгий Тимофеевич Береговой – генерал-лейтенант авиации, начальник Центра подготовки космонавтов, депутат Верховного Совета Енакиевского избирательного округа, дважды Герой Советского Союза, почетный гражданин г. Енакиево.

15 апреля 1921 года родился наш легендарный земляк, на весь мир прославивший Донбасс, – космонавт Георгий Тимофеевич Береговой, дважды Герой Советского Союза, единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос…

Георгий Береговой родился в селе Федоровка Полтавской области. Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево (Донбасс), где прошли детство и довоенная юность будущего космонавта. Во время учебы в школе Береговой занимался в кружке авиамоделирования при городской Детской технической станции. Окончив восьмой класс, пошел работать слесарем на Енакиевский металлургический комбинат. Одновременно проходил обучение в аэроклубе ОСОАВИАХИМ. После окончания аэроклуба в декабре 1938 года поступил на военную службу и был направлен в Ворошиловградскую военную авиационную школу имени Пролетариата Донбасса. Окончив ее 25 июня 1941 года, служил в авиации Приволжского военного округа.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. В Белоруссии начались для него «пороховые будни» войны. Береговой был командиром авиационного звена в штурмовом авиаполку на Калининском фронте. В декабре 1942 – марте 1943 прошел переобучение и освоил пилотирование штурмовика Ил-2. Стал командиром эскадрильи в Пятом штурмовом авиационным корпусе, которым командовал легендарный летчик и военачальник Николай Каманин. Во время боевых вылетов Георгий Тимофеевич трижды горел в самолете, но возвращался живым и снова поднимался в небо. В 1942 году – в 21 год – Береговой получил свою первую боевую награду — орден Красного Знамени за успешные бомбардировки противника.

Есть в биографии Георгия Тимофеевича и страница, посвященная битве на Курской дуге. На Воронежском фронте он воевал с 27 июля 1943 года в должности заместителя командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка. Бои здесь были жаркими. В день самолеты совершали по несколько боевых вылетов. За это время летчиками эскадрильи было совершено 182 боевых вылета, уничтожены 161 автомашина с разными грузами и войсками противника, 28 танков, 5 артиллерийских батарей на огневых позициях, 18 железнодорожных вагонов с боеприпасами и до 500 человек боевой силы противника, сбиты 3 самолета. 28 июля 1943-го самолет Берегового был подбит, но Георгию Тимофеевичу удалось благополучно приземлиться на парашюте не на оккупированной территории. За отличное выполнение восемнадцати боевых вылетов в качестве ведущего группы в сентябре 1943-го Г.Т.Береговой был награжден вторым орденом Красного Знамени. Позже за успешные бои на Харьковском и Киевском направлениях его отметили орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого III степени. А в 1944 году на груди гвардии капитана Георгия Берегового засверкали золотая Звезда Героя Советского Союза, ордена Ленина и Отечественной войны первой степени.

Война для него закончилась в Чехословакии, неподалёку от города Брно. Боевой вылет 11 мая 1945 года стал для Г.Т. Берегового 185-м и последним. В зале боевой славы мемориала «В честь героев Курской битвы» есть материалы об авиации, части которой громили врага в небе и на земле. Среди предметов — летный шлем Г.Т. Берегового времен войны, а из археологического оружия — двигатель, редуктор, авиационная пушка ДШК и пулемет калибра 12,7 мм от штурмовика «Ил-2». На таком штурмовике воевал и Г.Т. Береговой.

После войны многие ее участники ушли в запас. Он остался. Когда потребовались знания, Георгий Тимофеевич трижды садился за парту. Сначала по программе за 9-10 классы средней школы, потом – Липецкая высшая офицерская летно-тактическая школа. Продолжал службу в военной авиации штурманом и начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка в Одесском военном округе. В 1947 – 1948 годах обучался в Военно-воздушной академии Монино, в 1956 году окончил ее заочно. С августа 1948 года стал летчиком-испытателем Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Через его руки прошли около шестидесяти различных типов самолётов. Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент. 14 апреля 1961 года Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»

В январе 1964 года Георгий Береговой был принят в отряд космонавтов. 26 октября 1968 года он отправился в космическую экспедицию на корабле Союз-3 продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Это был первый пилотируемый полет после гибели космонавта Владимира Комарова.


С апреля 1969 года Георгий Береговой стал заместителем начальника, а с июня 1972 – начальником Центра подготовки космонавтов. Написал ряд научных работ по инженерной психологии, успешно защитил кандидатскую диссертацию. В январе 1987 года вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации. С 1974 по 1989 год был депутатом Верховного совета СССР.

Умер Георгий Береговой во время операции по шунтированию сосудов сердца 30 июня 1995 года.

Чем знаменит

Георгий Береговой – единственный из советских космонавтов, кто получил первое звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, а второе – за полет в космос. В годы войны летчик-штурмовик гвардии капитан Береговой совершил 186 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, трижды был сбит, три раза горел в самолете, но всегда возвращался в строй. В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой был участником легендарного «звездного» налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом.

Не меньше, чем в годы войны и при полете в космос, прославился Георгий Береговой, работая летчиком-испытателем. Он поднял в первый полет и выполнил испытания самолета Р-2 (И-320) в 1949 году. Участвовал в испытаниях МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9, Ту-128, был ведущим летчиком-испытателем на государственных испытаниях самолета Як-25. 14 апреля 1961 года он был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

Береговой стал почетным гражданином городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария). Он удостоен звания Героя Болгарии, высоких наград Польши, Венгрии, Румынии, Югославии.

Он был лауреатом Государственной премии СССР (1981 года), а также отмечен Золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР и Золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI).

Среди самых высоких наград Родины, которых был удостоен Георгий Береговой, – Орден Ленина, Орден Богдана Хмельницкого 3-й степени, Орден Александра Невского, Орден Боевого Красного Знамени, отметим три медали победного 1945-го года: «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены»…

7 фактов о Георгии Береговом

— Однажды во время испытаний Су-9, когда возникла опасная ситуация, Береговой не стал катапультироваться и сумел спасти самолет. За это авиаконструктор Петр Сухой наградил испытателя кинокамерой.

— В ходе подготовки к космическому полету во время испытания в сурдокамере Георгий Береговой вырезал перочинным ножом из дерева модель самолета Як-3, на котором летал в войну.

— Георгий Береговой внешне был несколько похож на Леонида Брежнева, и это обстоятельство чуть не стало для космонавта трагическим. 22 января 1969 года офицер Виктор Ильин, задумавший совершить покушение на генерального секретаря, проник в Кремль в день встречи космонавтов и обстрелял машину с Георгием Береговым. Шофер был убит, сидевший рядом с ним Береговой  получил легкие ранения осколками стекла. Он сумел перехватить руль и остановить машину.

— Георгий Береговой был консультантом на съемках фильмов «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной».

— Береговой был прототипом генерала Крутогорова из фантастического романа Александра Казанцева «Фаэты».

— Береговой – автор нескольких автобиографических книг («Угол атаки» (1971), «Небо начинается на Земле» (1976), «О времени и о себе» (1982), «Три высоты» (1986). Кроме того, он входил в авторские коллективы научных трудов по космонавтике и проблемам подготовки к полетам в космос.

— Георгий Береговой был  командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок».

Предыдущая запись Общереспубликанский субботник
Следующая запись 60 лет первому полёту человека в космос

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности