Методические основы реализации системно-деятельностного подхода при изучении физической географии

Раздел 2. Методические основы реализации системно деятельностного подхода при изучении физической географии

2.1  Характеристика педагогических условий реализации системно– деятельностного подхода при изучении физической географии

Реализация системного подхода при изучении физической географии будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:

  • использование активных методов οбучения на уроке;
    • организация разных форм сотрудничества обучающихся на уроках;
    • включение обучающихся в совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке, рефлексию результатов;
    • организация практических работ и др. Охарактеризуем данные педагогические условия:
  • Активные методы οбучения (АМО) – это методы обучения, при которых труд учащегося носит производительный, созидательный, поисковый характер. К ним относят семинары, дидактические игры, синквейны, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. Эти элемента урока помогают ослабить эмоциональную нагрузку ребят, помочь им в усвоении новых терминов и понятий [6].

Примеры использования АМО на уроке физической географии:

«Цифровой диктант» – набор правильных и неправильных аргументов, составленных по материалам изучаемой темы. Проводится в устной и письменной форме, учащиеся извещают учителя о своем согласии или несогласии с помощью оповестительных карточек «+» и «–» или Интернет связи. В ответе образуется цепочка из цифр. Примерные вопросы:

  1. Африку омывают три океана;
  2. Самый маленький материк находится в северном полушарии;
  • Все меридианы Земли пересекают Ледовитый океан;
  • Самοе глубокое озеро расположено на материке Евразия;
  • Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д. Подобные задания способствуют быстрому выявлению проблемы,

связанной с усвоением материала или темы и для ликвидации пробелов в знаниях – учитель немедленно объясняет непонятый учащимися материал урока. Прием направлен на концентрацию внимания, используется в начале урока, для проверки домашнего задания.

«Числовой диктант».

  1. К числу всех океанов прибавь число всех материков Земли (4+6);
  2. Число материков, пересекающих экватор, раздели на число материков, омываемых сразу всеми океанами (2:1);
  3. От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество материков, названия которых начинаются на букву «А» (7–3) и т.д.

Задания для числового диктанта сοстоят из 6 –7 этапов. Каждый этап – пример на арифметическое действие. Учащиеся записывают только числа и действия с ними. Это одна из самых сложных форм развивающих диктантов, ее лучше использовать в сильных классах, тренирует навыки счета и быстрого переключения. Используется на этапе обобщения нового материала [8].

  • Организация разных форм сотрудничества обучающихся на уроках физической географии.

Сотрудничество – это совместная развивающая деятельность педагога и учащихся, объединенная взаимопониманием, взаимным анализом хода и результатов этой деятельности.

Обучение в сотрудничестве предусматривает только сотрудничество, а не соперничество в успехах.

Все дети учатся в силу своего потенциала, возможностей, способностей и потому имеет право оцениваться наравне с другими. Если и сильный, и

слабый ученик затрачивает максимальные усилия для достижений своего уровня, то будет правильно их усилия оценить одинаково: так как оба сделали, что могли в силу своих возможностей [8].

Учащиеся получают возможность на уроках географии свободно думать, говорить легко и эмоционально, много и внимательно читать, рассуждать свободно, эмоционально, разнопланово, зная, что тебя поймут.

Задача преподавателя в сотрудничестве – подтолкнуть учащихся самостоятельно добыть необходимый багаж знаний из самых различных ресурсов, научить учиться всю жизнь, уметь делать выводы, аргументировать их, видеть проблемы, генерировать идеи, находить способы рационального решения вопросов.

Простейшими формами вовлечения ученика во взаимодействие с другими являются парная и групповая работа, работа консультантов, наиболее сложными – подготовка и проведение уроков самоуправления, что требует от учащихся желания, активной мыслительной деятельности, внимательности, сообразительности, умения заниматься самообразованием, сотрудничать с другими.

Групповая работа учит сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли, слушать и убеждать других. отвечать за себя.

Пример  групповой  работы  на  уроке  «Гидросфера»  6  класс.

Класс делится на группы по 4 – 6 человек. Каждый участник назначается руководителем своего фрагмента учебного материала. Он должен изучить свой фрагмент темы и добиться, чтобы остальные участники освоили этот фрагмент. Затем эксперты из различных групп объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. После возвращения экспертов в свои группы еще некоторое время работа продолжается, после чего организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть работа по карточкам или

устный ответ на вопрос преподавателя, заданный любому члену группы. Группа получает одну отметку на всех.

«План местности и географическая карта» 6 класс. Учащиеся класса делятся на три группы. Первая группа определяет географические координаты семи точек, отмеченных на контурной карте мира. Члены второй группы отмечают на чистой контурной карте мира семь точек и записывают географические координаты. Учащиеся третьей группы «эксперты» проверяют выполненные карты группы 1 и 2. В итоге задания один учащийся из группы 1 и 2 показывают отмеченные точки на настенной Физической карте мира и называют географические координаты. Учащиеся «эксперты» внимательно слушают и дают оценку каждой группе. [9].

  • Включение обучающихся в совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке, рефлексию результатов.

Целеполагание в οбучении – это установление учащимися и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. При этом важно, чтобы цель была связана со всеми остальными компонентами педагогического процесса. Начинается процесс целеполагания с диагностики ученических целей. Для этого используются методы собеседования, письменное анкетирование, тестирование. Под руководством педагога учащиеся постановку целей осуществляют на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. Так, на первых уроках курса географии они вместе выясняет смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем ее нужно изучать. На уроках школьники сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и соотносят со своей точкой зрения, определяют цели собственного продвижения в изучении материала по предмету. Продуктивность целеполагания формируется степенью соответствия результатов обучения к поставленным целям. Пοэтому, цели должны быть реальны и достижимы, инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению) и диагностируемы (поддаются измерению, определению соответствия им результатов деятельности).

Примеры приемов целеполагания на уроках физической географии: Тема урока «Климат Африки» 7 класс. Тема урока определяется в виде вопроса, например, «Пοчему в Африке находится самая большая пустыня?» или «Каков климат Африки?». Ученикам необходимо составить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Ребята выдвигают разные мнения, чем больше мнений, чем сильнее сформировано умение слушать друг друга и содействовать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит дело. Возглавлять процесс отбора может учитель или избранный ученик, преподаватель при этом может только выражать свое мнение и направлять действия учеников. Такие  задания развивают личностные и регулятивные учебные действия, и умение работать по плану, составленному перед началом урока.

5. Рефлексия результатов.

Рефлексия – это самооценка, самоанализ. Рефлексия – это этап урока, на котором школьники самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Проводится на любом его этапе урока.

Рефлексию можно разделить на три вида:

  1. По содержанию: символическая, устная и письменная.
  2. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
  3. По   цели:   эмоциональная,  рефлексия   деятельности,   рефлексия содержания материала [12].

Приемы рефлексии на уроках географии:

  1. «Лестница успеха». Каждая ступенька – один вид работы. Чем больше заданий выполнено учеником, тем выше поднимается по лестнице нарисованный человечек.
  • «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал без ошибок, желтый – встретились трудности, красный
  • много ошибок. Каждый ученик украшает свое дерево соответствующими листочками. Аналогичным образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. [12].
  • «Облако тегов». На интерактивной доске выводится слайд, где названы варианты предложений:
    • сегодня я понял, что…;
    • на уроке я научился…;
    • на урок я смог…;
    • на уроке я узнал…;
    • мне было трудно…;
    • мне было интересно узнать, что…;
    • в этой теме меня удивило…;
    • я захотел…

Каждый учащийся выбирает по 2–3 высказывания и заканчивает их.

6. Организация практических работ

Практические работы в курсе географии это одна из главных форм обучения, помогающая формировать, развивать, закреплять умения и навыки и получать новые знания.

Практические работы направлены на приобретение учащимися практических навыков ориентирования на местности, правильного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой, как основным источником географической информации, рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, обучению приемам проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами.

Практические работы бывают тренировочными, проверочными, индивидуальными и групповыми, проводятся как обычный урок или в форме игры.

Примеры практических работ по физической географии 5 класс:

Тема   1.  «Путешествие   по  планете   Земля». Учащиеся обозначают на контурной карте:

  1. Материки и океаны Земли;
  2. Крупнейшие государства материка;

Тема 2. «Земля и еѐ изображение» 7.

  1. Составить    сравнительные    характеристики   разных   способов изображения земной поверхности;
  2. Определить стороны горизонта с помощью компаса;

Тема 3. «История географических открытий» 7 класс.

  1. Обозначить   на    контурной    карте    маршруты   путешествий, обозначения географических объектов;
  2. Составить сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» [5].

2.2  Конструирование уроков географии на основе системно-деятельностного похода

Уроки   деятельностной   направленности  по   целеполаганию  можно распределить на группы:

  • «открытия» нового знания;
    • рефлексии;
    • общеметодологической направленности;
  • развивающего контроля: творчества или исследования (эти уроки помогают преподавателю провести плавный переход от урочной деятельности к внеурочной, через присоединения игре.

Основным условием к уроку географии, построенному на системно– деятельностной основе, являются:

  • постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов (формирование УУД и предметных действий);
    • проектирование урока, с учетом формирования и универсальных учебных действия;
    • применение последовательных действий: педагогическая цель → учебная задача → мотивация → учебные действия → самоконтроль → самооценка → рефлексия;
    • применение интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность учащихся;
    • создание позитивной, комфортной обстановки на уроке;
    • выбор домашнего задания по уровню познавательного интереса школьников;
    • использование рефлексии.

Разделение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с основными целями не должно нарушать его целостности, а значит, необходимо обеспечить независимость технологии обучения.

Следовательно, при построении технологии проведения уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и создаваться соответствующая ему система дидактических принципов, как основа для построения структуры и условий сотрудничества между преподавателем и учеником.

Рассмотрим дидактические требования к современному уроку в рамках системно–деятельностного похода.

Тему урока, цели и задачи определяют сами обучающиеся, автономно определяя границы знания и незнания. Учитель не ставит учащихся в известность, какую работу они должны провести, чтобы достичь цели.

Планирование способов достижения цели выполняется самостоятельно учащимися. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, применяя групповой и индивидуальный методы, проводят само- и взаимоконтроль.

Подводя итоги выполненной работы ребята в индивидуальном порядке излагают затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под наблюдением учителя.

Здесь одобряются самооценивание результатов работы или взаимное оценивание работы одноклассников. При подведении итога урока педагог не выясняет, что усвоили учащиеся, а проводит рефлексию. Учитель предлагает домашнее задание разных уровней сложности, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания с учетом своих индивидуальных возможностей.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие личности школьника.

Эти направления отражает содержание «Технологической карты».

Технологическая карта урока дает возможность:

  • реализовать новый стандарт образования;
    • понять и применить в системе предписанную технологию по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
    • составить у учащихся в целостную картину мира за счет фактического использования «межпредметных связей»;
    • полностью использовать воспитательные возможности;
    • выявить уровень раскрытия материала и сопоставить его с изучаемым материалом в последующих классах;
    • реализовывать региональный и школьный материал;
    • проявить свой творческий потенциал;
  • индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.

Составление технологической карты обращено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения.

Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта

«Как учить?», как помочь школьнику плодотворно освоить содержание образования, достичь необходимых результатов.

В приложении 2 данной работы представлена разработанная по данной методике технологические карты уроков географии для 6 класса по теме «Виды изображения земной поверхности».

Таким образом, применяя системно–деятельностный подход на уроках географии создаются необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно думать, подвергать анализу, отбирать материал, разбираться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.

2.3. Динамика развития уровня познавательного интереса учащихся на уроках географии при реализации системно–деятельностного подхода

Один из основных мотивов учебной деятельности – это познавательный интерес, развитие которого обеспечивает благополучное усвоение программного материала. Если школьник не понимает, для чего нужно постичь тот или иной учебный материал и не хочет учиться, то научить его невозможно [4].

Мною была проведена опытно-экспериментальная работа по изучению развития познавательного интереса у учащихся 6 класса при изучении физической географии.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы диагностики:

  1. Наблюдение за учащимися;
    1. Анкетирование  ребят,  на   предмет  выявления  уровня  развития познавательного интереса;
    1. Сбор и анализ результатов опыта.

Сопоставляя интерес к предмету у школьников, я обозначила следующие уровни познавательного интереса: высокий, средний и низкий.

Низкий уровень – открытый, непосредственный интерес к новым фактам, полученным учеником на уроке.

Средний уровень – проявляется интерес школьника к причинно- следственным связям, к выявлению этих связей и закономерностей.

Высокий уровень – связан не только с желанием к познанию теоретических основ науки, но и с стремлением применения их на практике [4].

Анализируя результаты анкетирования, были получены следующие результаты:

  • 6 человек (25 %) – имеют огромный интерес к географии, им нравятся уроки, они с увлечением читают дополнительную литературу и черпают информацию из других источников;
    • 10 человек (41 %) – почти не имеют интереса к географии, или просто не хотят учиться;
    • 8 человек (34 %) – показывают средний интерес, в целом хорошо знают предмет географию.

Таблица 2. Анализ   познавательного интереса    учеников    6 «Б» класса до эксперимента

Анализ познавательного интереса к предмету географии до начала экспериментаКол-во учеников 6 «Б» классаВ % отношении
Имеют большой интерес625%
Имеют средний интерес833%
Не имеют интереса1042%

Подведя итоги результатов наблюдения и анкеты учащихся 6 «Б» класса нами были сделаны соответствующие выводы:

  • 6 школьников имеют первый уровень развития познавательного интереса.
    • 8 учащихся – на третьем – последнем уровне, почти ничем не интересуются, с трудом отвечают на простые вопросы;
    • у остальных 10 учащихся выявлен второй – средний уровень развития интереса к предмету.

На завершающем этапе эксперимента я использовала так же проведение диагностики: анкетирование, наблюдение, анализ полученных данных.

Проводя анкетирование детей на завершающем этапе, с целью выявления уровня интереса к географии, учащиеся должны были самостоятельно описать:

  • свой самый любимый предмет, преподавателя, урок;
    • что их больше всего привлекает на уроке географии, что бы хотели изменить;
    • интересно ли им на уроке, изменилось ли их отношение к предмету за эти два месяца.

Результаты анкетирования на завершающем этапе приятно удивили:

  • два    учащихся перешли   на    другой,   более    высокий    уровень познавательного интереса к предмету географии;
    • 6 человек (25 %) – обладают большим интересом, им нравятся уроки по данному предмету, они с увлечением читают дополнительную литературу;
    • 12 человек (50 %) – показывают средний интерес, в целом хорошо освоили данный предмет;
    • 6 человек (25 %) – не имеют реально никакого интереса к географии, либо вообще не хотят учиться в целом.

Таблица   3.    Анализ   познавательного   интереса    учащихся  после окончания эксперимента

Анализ познавательного интереса к предмету географии в конце экспериментаКол-во учеников 6 «Б» классаВ % отношении
Имеют большой интерес625%
Имеют средний интерес1250%
Не имеют интереса625%

При сравнении уровней интереса к познанию предмета географии в начале и в конце эксперимента, мы видим, что увеличился средний уровень, за счет перехода двух ребят с низкого уровня на средний, за счет изучения новой интересной темы.

Итак, ведущее место в развитие познавательного интереса, принадлежат методам, средствам и содержанию обучения, а также личности педагога [4].

Анализ проблемы развития познавательного интереса у учащихся отражает тот факт, что познавательный интерес является формой проявления

потребности в обучении и занимает особое ведущее место в современном учебном процессе.

Предыдущая запись Теоретические основы реализации системно–деятельностного подхода при изучении физической географии
Следующая запись Брейн-ринг по математике

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности